Общие правила оформления земельного участка
Для того, чтобы оформить участок в собственность (зарегистрировать и получить
правоустанавливающие документы), вам потребуется:
- Документ, который подтвердит права на участок (акт об отводе земельного участка, свидетельства о пожизненном наследуемом владении и т.д.)
- Кадастровый план участка.
Часто как первого, так и второго документов у дачников нет. Или есть, но выписаны по устаревшим правилам, и необходимая информация в них просто отсутствует. Придется побегать по инстанциям, внося уточнения и дополнения.
Как только эти документы будут собраны или получены заново, можно обращаться за регистрацией права собственности в территориальный орган Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) по месту нахождения участка. За государственную регистрацию нужно будет заплатить пошлину в размере 100 рублей.
В отделение Росрегистрации необходимо представить следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- документ, подтверждающий право на участок;
- кадастровый план участка;
- квитанцию об уплате госпошлины;
- заявление о государственной регистрации права собственности на участок.
Все перечисленное в наличии? Тогда в течение месяца после подачи документов вы получите свидетельство. На словах процедура выглядит несложно. Что же касается практики, то не всегда все проходит гладко: чтобы получить необходимые документы, приходится посещать инстанции и тратить деньги. Давайте рассмотрим несколько типичных ситуаций, связанных с оформлением земли, в одной из которых вы, возможно, узнаете свою.
Оформление земли
Документы на участок есть, но право собственности в них не указано.
У многих дачников есть документы, подтверждающие выдачу им участка. Но в них не указано право собственности. Вот какие справки старого образца можно подавать напрямую в Росрегистрацию:
- акты (решения, распоряжения) о предоставлении земельного участка в пожизненное наследуемое владение или в постоянное (бессрочное) пользование;
- свидетельства о праве пожизненного наследуемого владения или о праве постоянного (бессрочного) пользования;
- выписки из похозяйственных книг на земельный участок в сельском населенном пункте (выдаются и заверяются местным органом власти — поселковым советом, местной администрацией);
- акт о предоставлении участка, в котором не указан вид права на землю.
Владельцам таких документов повезло: процедура регистрации будет довольно короткой. Нужно будет только заплатить пошлину и написать заявление, а также получить кадастровый план. Процесс будет выглядеть так:
1. Получение кадастрового плана (об этом см. ниже).
2. Подача документов (паспорта, документа, подтверждающего право на участок, квитанции и заявления) в территориальный орган Росрегистрации.
3. Получение свидетельства.
Документов нет, участок в дачном объединении.
В советские времена земля под дачи выделялась целым предприятиям или организациям, а они уже распределяли наделы земли между своими сотрудниками. Такие дачники создавали дачные объединения (кооперативы или товарищества) и в лучшем случае получали документ о членстве в этом объединении (книжку садовода). Никаких других документов на участок не выдавалось. Вопреки распространенному заблуждению, книжка садовода прав на участок не подтверждает. Придется сначала пройти процедуру приватизации, т. е. бесплатно приобрести этот участок в свою собственность, чтобы впоследствии зарегистрировать его.
Последовательность действий выглядит так:
1. Дачник самостоятельно, в произвольной форме, готовит описание местоположения границ участка: подробно описывает его границы, площадь, близлежащие постройки или территории (например, участок, дом соседа, лес, дорога).
2. Правление товарищества или кооператива выдает заключение, которым подтверждается, что участок действительно закреплен за дачником, а составленное им описание соответствует действительности.
3. В территориальный орган местного самоуправления (обычно — в райцентре) подается заявление о приобретении участка в собственность, прилагаются описание местоположения границ участка и заключение правления.
4. Если ранее ни один из членов вашего дачного объединения не обращался с заявлением о предоставлении участка в собственность, местная администрация вправе запросить дополнительно две справки:
- копию документа, который подтверждает права на землю самого товарищества, заверенную правлением (в самом правлении и выдается);
- выписку из реестра юридических лиц, подтверждающую, что ваше товарищество действительно существует (выдается территориальным отделением налоговой инспекции).
5. В двухнедельный срок после подачи документов дачник получает решение о предоставлении участка в собственность.
6. Получение кадастрового плана участка.
7. Обращение в Росрегистрацию за получением свидетельства
Документов на участок нет, участок приобретался индивидуально (скажем, ваша семья давно владеет домом в деревне, или участок выдавался некогда местными властями как личное подсобное хозяйство, но документальных подтверждений нет).
Для начала поищите хоть какие-то справки, дающие вам основания для пользования участком: может, вы давным-давно купили этот дом в деревне, или его купили ваши родственники, а потом подарили вам или передали по наследству? Хоть что-то, связанное с биографией куска земли, должно остаться в семейных архивах — договор купли-продажи, дарственная, свидетельство о праве на наследство. Нередко случается, что на дом документы есть, а на участок — нет. Тут действуют правила статьи 36 Земельного кодекса: тот, кто владеет домом, стоящим на земельном участке, имеет право оформить этот участок в собственность. Итак, с теми документами, что «накопали» в домашних архивах, или с пустыми руками, если ничего не нашлось, — обращаемся в местный орган власти (чаще всего это поселковый совет, где должны быть записи об истории пользования вашим участком). Вам выдадут некий прелиминарный документ, служащий основанием для приватизации.
В данной ситуации последовательность действий будет выглядеть так:
1. Дачник самостоятельно готовит описание местоположения границ участка (как указано выше).
2. Описание подается на утверждение в орган местного самоуправления (поселковый совет) вместе с найденным вами документом, подтверждающим ваши права, и заявлением об утверждении границ.
3. Через месяц местная администрация подготовит проект границ участка. На его основании она же в течение двух недель проведет приватизацию (принимает решение о предоставлении участка в собственность)
4. Получение кадастрового плана участка.
5. Обращение в Росрегистрацию за получением свидетельства (как в предыдущей таблице).
Получение кадастрового плана
Как видно из описаний процедуры регистрации, для оформления земли в собственность требуется представить кадастровый план участка. Дело в том, что, по идее, все земли в нашей необъятной стране учтены, подробно описаны и внесены в единый список — кадастр. Получить план собственного «кусочка родины» можно в территориальном органе Роснедвижимости (Федерального агентства кадастра объектов недвижимости) по месту нахождения участка. Для этого нужно подать соответствующее заявление и паспорт. Здесь тоже возможны варианты:
1. Все сведения об участке в кадастре имеются. В этом случае план выдадут в течение 10 рабочих дней после подачи заявления.
2. Сведения имеются, но их недостаточно. Кадастровый план вам выдадут, но в нем будет пометка о его «неполноценности». При этом обязательно должна прилагаться справка с перечнем документов, которые вам нужно подсобрать.
Чаще всего для уточнения сведений кадастра приходится за свой счет провести землеустроительные работы, а именно межевание — описание участка с определением его границ. Такими работами занимаются специальные коммерческие организации. Их списки должны быть в вашем отделении Роснедвижимости, и они, понятное дело, негласно связаны с местной администрацией.
Выбрав организацию, вы заключаете с ней договор, в котором должен быть указан результат межевания — подготовка документа «Описание земельного участка». Не думайте, что платите лишь за то, чтобы человек с рулеткой просто обошел по периметру ваши владения. Работы предполагают сбор информации об участке в государственных фондах данных, сбор геодезической, картографической и прочей документации, связанной с использованием, охраной и перераспределением земель, составление плана с графическим отображением всех объектов и т.д. В общем, работа большая и требующая времени (в среднем месяца полтора). Будьте готовы к тратам: например, стоимость таких услуг в среднем по Подмосковью составляет 8 000 — 15 000 рублей, а то и выше. Чем престижнее поселок или чем ближе он к МКАД — тем алчнее землемеры.
Впрочем, федеральные власти пытаются взять ценообразование по контроль. Так, например, с июля Мособлдума установила предельную цену за услуги по межеванию — не выше 450 рублей (УТОЧНИТЬ В ИЮЛЕ!!!!!) за сотку. Это значит, что профессиональный «обмер» стандартных 6 соток обойдется в 2 700 рублей. При этом с трудом верится, что получающие нынче неплохой доход от межевания коммерческие фирмы легко смирятся с ограничением цен. Вероятно, они попробуют получить прибыль, как-то реструктурировав цены. Так или иначе, ценовой беспредел затрагивает только дорогую землю вокруг крупных городов. В других регионах цена на кадастр устанавливается вообще не за сотку, а за весь личный земельный надел без учета его площади. Так, по сообщению портала СenterEstate в разных уголках страны за 2000 рублей можно обмерить и 6 соток, и 10 гектаров.
Самозахваченные территории
В ходе проведения работ по межеванию может выясниться, что фактический размер вашего участка не соответствует размеру, указанному в документах. Это несоответствие может объясняться тем, что в советские времена мало заботились о точности — 6 соток «резали на глазок». Вот и получилось, что у одного дачника участок 6,5, у другого — 5,7, у третьего — аж 7 соток. Кроме того, сам хозяин мог вольно или невольно «прихватить лишнее», когда ставил забор. Или, скажем, умышленно присвоил часть пустыря за домом. Неучтенные куски земли можно легализовать вместе с законно полученным участком, но лишь в тех случаях, когда у владельцев прирезанных площадей нет к вам претензий. Если участок разросся за счет владений соседа, тот должен письменно подтвердить, что ничего не имеет против. А если имеет, то вам придется либо забыть о собственных притязаниях, либо идти в суд. Если же участок стал больше за счет дороги, поля, леса, нужно получить согласие местной власти. Она закроет глаза далеко не на любой самозахват. Здесь принято руководствоваться региональными предписаниями. Так например, в законе Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в Московской области» указан максимальный размер участка для дачного строительства — 12 соток (0,12 га). А значит, 6 соток под Москвой, в принципе, можно превратить в 12 за счет «ничейных» окраин и с согласия властей. Практика показывает, что можно, скажем, превратить их и в 15, «уговорив» местную администрацию. Но тут важно не зарываться: Росрегистрация тоже не лыком шита — отказывается регистрировать участки, сильно превышавшие положенный в регионе максимум.
Опять же, сказанное касается мест, где земля — ценность и дефицит. А в глубинке, где на многие километры непаханные поля и нехоженые леса, все проще…
Оформление построек
Однако мало просто утвердить свою собственность на кусок земли. Права на строения, что высятся на нем, придется оформить отдельно. Также по упрощенной ныне процедуре. Отныне дачникам не нужно приглашать сотрудников БТИ и составлять техпаспорт на дачный дом, баню, гараж, сарай, хозблок. И разрешение на строительство (которого у многих как не было, так и нет) предъявлять никому не нужно. Однако на любой объект недвижимого имущества должно составляться описание, называемое декларацией. В ней указываются все сведения о постройке (год создания, площадь, материал стен) и ее обладателе, а также кадастровый номер участка. Бланки деклараций выдаются в местном отделении БТИ, иногда имеются в поселковом совете или правлении дачного кооператива, а также на сайте Роснедвижимости (www.kadastr.ru/документы). Итак, для оформления права собственности нужно обратиться в территориальный орган Росрегистрации с паспортом, документом на участок, кадастровым планом, квитанцией об уплате госпошлины и декларацией об объекте недвижимого имущества. Через месяц после подачи документов можно получить свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Правда, все, что сказано выше, касается лишь дачных и садовых домиков и хозяйственных построек, которые предназначены «для отдыха» и по закону жилыми строениями не признаются. Если вы хотите зарегистрировать жилой дом, к нему будут предъявлены требования по всем тем же санитарным нормам (вода, канализация, отопление, электричество, пожарная безопасность и т.д.), что и к любым другим жилым строениям. Те же требования относятся к любым домам, построенным на участках индивидуального жилищного строительства (ИЖС) личного подсобного хозяйства (ЛПХ). Во всех этих случаях для регистрации все-таки понадобится получить техпаспорт в БТИ. Если у вас есть современное свидетельство о праве собственности на участок, полученное в 1999 году и позднее, процедура оформления дома упрощается. При подаче документов в Росрегистрацию не нужно предъявлять документ на участок и кадастровый план — эти сведения уже есть в реестре.
Стоит поторопиться?
Возникает резонный вопрос: если так выглядит упрощенная процедура регистрации загородного «добра», какова же была «усложненная»? По подсчетам некоторых риэлтеров до вступления «дачной амнистии» в действие оформляющим дачу в собственность нужно было посетить до 15 различных инстанций!
Новый закон дал дачникам некоторые послабления, но легкой процедура государственной регистрации от этого не стала. Только представьте: вам предстоит получать документы в правлении дачного товарищества или местной администрации, находить землеустроителей, ждать результатов межевания, согласовывать «лишние» сотки, заполнять и сдавать декларации, ждать свидетельства… И все это, заметьте, в области, а не в городе. И часы приема у всех госчиновников кратки, и ведут они его лишь по будним дням. Если учесть все это, вовсе не покажется, что до 1 марта 2010 года (до этого срока действуют правила «дачной амнистии») так уж легко все успеть. Можно, конечно, передоверить беготню с документами юридической или риэлторской фирме, оказывающей подобные услуги. Но это — удовольствие довольно дорогое. Цена прежде всего зависит от того, какие документы уже есть на руках у дачника. Но в любом случае стоимость услуг будет 500 долларов и выше. Притом что межевание в цену юридического сопровождения чаще всего не входит. Если же вы вознамерились продать дачу через агентство, то за помощь в оформлении собственности также надо будет заплатить отдельную комиссию, составляющую процент от стоимости недвижимости.